Чуваши (самоназвание — чаваш) — титульный этнос Чувашской Республики. Живут также в Башкортостане, Татарстане, Ульяновской, Самарской областях и др. В Российской Федерации чувашей около 1,77 млн. чел. Относятся в основном к субуральскому варианту уральской переходной расы.
Проживают в основном на правом берегу Волги, между средним и нижним течением его притоков Свияги и Суры. В этнографическом отношении чуваши подразделяются на две основные группы: вирьял (верховные), занимающие север и северо-запад региона, и анатри (низовые), проживающие на юго-востоке. Эти группы не только говорят на разных диалектах чувашского языка, но и отличаются набором элементов материальной культуры. На стыке между вирьял и анатри существует промежуточная подгруппа анатенчи (средненизовые), кроме того, на юго-востоке проживает степная подгруппа хирти: целый ряд черт культуры сближает хирти с живущими по соседству татарами.
Язык — чувашский, относится к булгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи, делится на диалекты низовой и верховой. Чувашская грамота была создана в 1870 г. на базе русского алфавита.
Верующие — официально православные христиане, сохраняется язычество.
Территория, ныне занятая чувашами, во II-I тыс. до н.э. была населена представителями финно-угорских племен. В VII-VIII вв. н.э. в Среднее Поволжье из Приазовья стали проникать тюркоязычные племена, известные под общим названием булгар. В Х веке они создали племенной союз, а затем раннефеодальное государство — Волжскую Булгарию, которое в 1236-1238 гг. было разгромлено монголо-татарами и потеряло свою независимость. Вся территория Среднего Поволжья вошла в состав Золотой Орды. В результате военных действий часть булгар двинулась на север и северо-запад, на правый берег Волги, смешиваясь с автохтонами. Это привело к формированию в Предволжье в XIII-XV вв. самостоятельной народности, получившей наименование одного из булгарских племен «суваз», звучащее на ее языке как «чуваш».
С середины XVIII в. стала проводиться насильственная христианизация чувашей, придерживавшихся традиционных верований. Несмотря на то, что чуваши официально стали считаться христианами, элементы язычества сохранялись. Традиционная мифология чувашей коренным образом отличается от мифологии других тюркских народов. На нее очень незначительное влияние оказали мировые религии (ламаизм, мусульманство). Христианство в большинстве случаев также носит поверхностный характер. А древнетюркские божества и мифологические сюжеты практически вытеснены финно-угорскими, поскольку именно финно-угры были тем субстратом, на основе которого формировался чувашский этнос.
Чуваши — один из наиболее многочисленных титульных этносов России. Они проживают достаточно компактно. До недавнего времени чуваши концентрировались в аграрном секторе, однако, в последние десятилетия происходит достаточно активный процесс урбанизации. Среди чувашей достаточно высокая доля межнациональных браков (около 30%). Язык среди чувашей сохраняется достаточно хорошо, активно развиваются национальные школы. Однако языковая среда в городе базируется преимущественно на русском языке.
Сегодня, являясь третьей по численности этнической группой в Татарстане, чуваши играют видную роль в его культурной, общественной и экономической жизни. Но так было не всегда. Населяющие в XVI-XVIII веках Поволжье чуваши из-за многолетнего отсутствия государственности и существования в положении изгнанников даже утратили свою письменность.
Как пишут историки, во время разгрома Булгарского государства было истреблено иизгнано из городов до 80% чувашского населения. Остались только мелкие поселения, лишившиеся высших правителей и элиты, образующей власть.Остались чуваши существовать на правах плательщиков дани, темных тотемных людей и, как сказали бы современные политологи, без права суверенитета. Вот как пишет об этом исследователь В.П. Иванов в книге«Чувашский костюм от древности до современности»: «В XIV-XVI веках предки современных чувашей вели сравнительно замкнутый образ жизни,пытаясь сохранить культуру волжско-булгарской цивилизации. Многое было утрачено, но дошедшие до нас памятники народного искусства свидетельствуют о величии и красоте этого наследия. Потомки булгаро-чувашей жили в лесах и имели очень слабую связь с городскими формами культуры».
И казалось, что нет вообще народа такого, не слышно его и не видно. Но покорители вовсе времена не учитывают одного – ни один народ войной нельзя истребить. Наоборот, чем больше притесняют и угнетают, тем крепче и выносливей становится народ. Больше оберегает он свое, национальное,тянется к истокам.
Важнейшей проблемой, стоявшей перед чувашской народностью в то кризисное время,было сохранение идущей из глубины веков культурно-этнической информации– знаний о мире, о природе, обрядности, верований и языка.Сформировался определенный менталитет, специфические формы самовыражения в сфере народной культуры. Выработался особый тип сознания, который способствовал внутреннему развитию народа.
Всплеск национального самосознания чувашей приходится на II половину XIX века,когда выпускник Казанского университета Иван Яковлев создает на основе русской грамматики чувашский алфавит. Казань стала культурным центром чувашей. В 1906 году, когда Чебоксары были еще уездным городом Казанской губернии, здесь увидела свет первая газета на чувашском языке“Хыпар” (“Вести”). Позднее, в 1918 году, был образован драматический театр, начал работать хор, который в дальнейшем перерос в государственный ансамбль песни и пляски…
Сегодня чувашей в Татарстане более 126 тысяч, и они не причисляют себя к диаспоре, так как их предки веками жили и работали на земле, называемой сейчас Республика Татарстан.
Чувашский язык,чувашская культура настолько тесно вплелись в пеструю этно конфессиональную ткань республики, что воспринимаются здесь как само собой разумеющееся, обыденное явление. Есть, к примеру, в современной Казани магазин под звучным названием “Нарспи”. Большинству горожан не нужно объяснять, что оно означает. Кому не известен образ красавицы, печально склонившей голову у журчащего ручья! Нарспи —героиня замечательного произведения К.В. Иванова, пожалуй, самый яркий образ чувашской литературы, своеобразный национальный аналог Джульетты,близкий и понятный не только самим чувашам, но и представителям других народов республики.
Хотя чувашский язык не является государственным в Татарстане, чуваши имеют возможность обучать своих детей на родном языке. В 20 районах и городах Татарстана действует почти 150 чувашских школ, растет и улучшается их материально-техническая база. Функционируют 146 чувашских школ, где более трех с половиной тысяч детей обучаются на родном языке, а почти 6тысяч изучают чувашский язык как предмет. Изучение чувашского языка и литературы осуществляется по программам чувашских школ, утвержденным Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.
За последние годы в школах районов вырос интерес к национальной культуре, традициям,обычаям. На уроках музыки, изобразительного искусства, технологии дети обучаются основам игры на народных инструментах, изучают национальный орнамент, шьют костюмы с вышивкой, постигают секреты национальной кухни, работают с природным материалом.
В 1992 году в республике было открыто радиовещание на чувашском языке. Начиная с 1993года, в Татарстане выходит чувашская газета “Сувар”, которая неизменно приносит в дома чувашей свежую информацию на родном им языке о событиях в республике, а в 4 районах Татарстана – Аксубаевском, Буинском,Нурлатском и Дрожжановском – на чувашском языке дублируются районные газеты.
Дабы никогда не прерывалась эта живая культурная связь времен и народов, в 1992 году казанские чуваши организовали в городе свой общественно-культурный центр имени Педера Хузангая. Стоявшие у его истоков активисты В.Г.Исли, Н.С. Степанцев, В.А. Дедушкин, Л.П. Серебряков и Н.М.Сорокин стали сегодня уважаемыми старейшинами чувашской общины. В числе первых чуваши вступили и в Ассоциацию национально-культурных объединений Республики Татарстан, в создании которой принимали самое живое участие.
Однако уже вскоре энергичным чувашским энтузиастам стало тесно в рамках городского центра. Как грибы после дождя, начали появляться чувашские национально-культурные центры в районах Татарстана (в настоящее время национальные общества функционируют уже в 20 из них, действуют чувашские ансамбли, ведется активная школьная работа). Все это выдвинуло в 1996 году на повестку дня создание республиканской Чувашской национально-культурной автономии, являющейся сегодня самой крупной в составе АНКО.
При поддержке Ассоциации, а также благодаря заинтересованному участию Министерства культуры Татарстана и его республиканскому научно-методическому центру, вот уже более десяти лет в республике ежегодно проводится старинный чувашский праздник хоровода “Уяв”, вовремя которого многочисленные фольклорные коллективы собираются в одной из деревень и соревнуются в своем умении исполнять народные песни и танцы.
Душа чувашей живет в их песнях… Не случайно их называют “народом ста тысяч песен”. Поэтому фольклорные ансамбли есть практически во всех чувашских деревнях, а в республике один раз в два года проводится фестиваль-конкурс “Чувашский оловей”
Традиционными в республике стали мероприятия, связанные с празднованием памятных дат истории чувашского народа. Так, в 1998 году при поддержке ЮНЕСКО было широко отмечено 150-летие со дня рождения И.Я. Яковлева: на его родине в селе Кошки-Новотимбаево Тетюшского района Татарстана открылся музей. Усилиями двух братских республик было благоустроен осело, проложена асфальтовая дорога. Кроме того, автономия взяла под свою опеку колхоз, носящий имя выдающегося просветителя.
В феврале 2002года в Татарстане появился еще один замечательный памятник культуры: в деревне Хузангаево Алексеевского района открылся музей народного поэта Чувашии Педера Хузангая, который даже своим вторым именем (псевдоним «Хузангай» означает на русском “за Казанью”) был связан с этой дружелюбной землей.
В марте того же года был значительно обновлен совет автономии, в состав которого,наряду с опытными и уважаемыми активистами, вошли энергичные,деятельные, инициативные молодые люди. Его председателем избран молодой ученый, директор Регионального учебно-информационного центра“Образование” К.Г. Яковлев.
Деятельность общины заметно активизировалась: в конце 2002 г. при поддержке агенства «Мисс Татарстан» был проведен республиканский конкурс«Чувашская красавица», вызвавший большой резонанс в республике и ныне ставший ежегодным. Тогда же состоялось открытие и презентация чувашского отделения воскресной школы.
2003 год также ознаменовался многими значимыми в этнокультурной жизни чуваш событиями.В апреле при поддержке АНКО РТ, министерств культуры и образования Татарстана и Администрации г. Казани была организована научно-практическая конференция, приуроченная к двум значительным юбилейным датам — 155-летию со дня рождения великого чувашского просветителя И.Я. Яковлева и 125-летию со дня рождения ученого,основателя и первого редактора чувашской газеты «Хыпар» Н.В.Никольского. В июле того же года на Арском кладбище Казани состоялось открытие памятника Никольскому.
В октябре 2003года при активной поддержке чувашской общины её старейшина – Василий Афанасьевич Дедушкин принял участие в работе Большого Совета Чувашского национального конгресса и организовал в Центральной городской библиотеке Казани книжную выставку, посвященную 1000-летию столицы Татарстана, а в феврале следующего года выставку своих личных архивов«Хранитель чувашской старины».
В 2004 году состоялась множество важных для жизни чувашей республики событий. Были проведены Дни чувашской культуры в Татарстане. Газета «Сувар»отпраздновала свое 10-летие, в рамках которого проходили «круглые столы» и концерты. Состоялось несколько встреч членов автономии с представителями министерств культуры Татарстана и Чувашии, чувашских воскресных школ, отделов культуры районов Чувашской Республики. В том же году прошла первая регистрация брака на чувашском языке в одном из отделов ЗАГС г. Казани.
Силами автономии проводятся благотворительные акции в детских домах и домах престарелых,тематические выставки, творческие вечера чувашских поэтов и писателей,встречи активистов народного творчества по обмену опытом. В 2005 году было проведено 2 крупных республиканских семинара: для руководителей чувашских школ и чувашских национально-культурных центров Татарстана и для руководителей клубных учреждений и художественных коллективов,обслуживающих чувашское население республики.
Начало 2006 года ознаменовалось празднованием замечательной даты –100-летия со дня выхода в свет первой чувашской газеты «Хыпар». Были проведены торжественный вечер, эстрадный концерт чувашских исполнителей из Татарстана и Чувашии, семинар для сотрудников редакций чувашских газет.
Автономия организовывает спектакли и концерты артистов чувашской эстрады, при ней работают творческие коллективы эстрадных исполнителей, при поддержке автономии выпускаются музыкальные альбомы, ведь фольклор и богатая духовная культура являются гордостью чувашей.
Чувашской общине предстоит решить еще очень много задач национально-культурного характера, в том числе: организовать на одном из телевизионных республиканских каналов регулярную телепередачу на чувашском языке(резолюция об обращении к органам государственной власти с вопросом о поддержке данного предложения была принята на конференции ЧНКА вРТ в мае 2005 г.), создать литературный фонд автономии, способствовать изданию журнала “Шурампус”, открытию секции чувашских писателей в Союзе писателей Татарстана и т.д.
Проделанная автономией работа и поддерживаемые ею тесные дружественные связи как с многочисленными чувашскими организациями в регионах России, так и с другими национальными объединениями, входящими в АНКО Татарстана,позволяют верить, что завораживающая трель чувашского соловья будет звучать на этой земле вечно.
В основу салтово-маяцкой культуры, несомненно, легла сармато-аланская культура.
При этом наибольшую роль сыграла культура северокавказских аланов, которые пришли в Подонье в VIII в. Они принесли с собой уже сложившийся земледельческо-скотоводческий уклад жизни и некоторые ремёсла. Обстановка VIII в. была такова, что оседающие на землю кочевники Подонья и Приазовья вступали в непосредственный контакт с северокавказскими аланами, как пришедшими в Подонье, так и оставшимися на месте. Они быстро заимствовали и осваивали культуру народа, близкого им и этнически, и экономически, и социально. У тюркоязычных кочующих болгар и хазар были свои культурные навыки и традиции. Высокая культура родственного им Тюркского каганата, несомненно, оказала на них очень сильное влияние. Наконец, мощные культурные влияния проникали в южнорусские степи из закавказских государств (особенно из Албании) и из Византии. Соединённые в одном кочевническом котле все эти культурные традиции и влияния послужили толчком к сложению салтово-маяцкой культуры.