(11 марта 2015) Одними из самых древних волынок, звучание которых можно слышать по сей день, можно считать чувашские. Чувашская волынка бывает 2 типов: «шӑпӑр», шабр, шыбыр и «сарнай». Пузырь быка или коровы использовали для изготовления шӑпӑр, чувашской волынки, у которого трубка для вдувания воздуха костяная или металлическая. Две мелодические трубки крепятся к деревянному ложе, а на них уже крепится раструб из коровьего рога или бересты. Сарнай обычно делали из кожи теленка либо домашней козы. Играют на нём сидя, отбивая ритм ногами. Считается, что шӑпӑр обладает магической силой. На нем играли, когда нужно было заговорить злых духов. Игру волынки можно было услышать на любом обряде, посвященных главным событиям в жизни человека — рождение, свадьба или похороны. У чувашей главным праздником считался сурхури, который отмечали в период зимнего солнцестояния. В след за принятием христианства этот праздник слился с Рождеством и получил название раштав. Открывали этот праздник колядки и все пожелания и заклинания пелись только под волынку. Во время гонений на волынщиков, проходивших во многих странах, чуваши показали себя наиболее хитрыми и неистребимыми защитниками своего инструмента. Во времена казней музыкантов в Шотландии и Ирландии, сожжения волынок в России, где по Указу Екатерины II они были объявлены предметами языческого культа, такой обряд, как «пирование на могиле умершего», стали совершать ночью, а не сразу по зарытии покойника. Из-за волыночных репрессий в мире сохранилось мало старинного инструмента такого рода. Ведь чувашская волынка – это инструмент с очень капризным характером, требующий исполнительского мастерства и незаурядного терпения. Сегодня шӑпӑр и сарнай звучат и на многих народных гуляньях. В Чувашии до сих пор хранят старинные секреты изготовления этого инструмента. Относятся к волынкам как живым и почитаемым существам. Наиболее популярным в Чувашии считается фольклорный ансамбль «Сарнай», который играет не только популярную народную музыку, но и воссоздает старинные чувашские инструменты, в том числе и чувашские волынки, возвращая на сцену их звучание.
Светлана Садыкова