14 сентября 2024 года в селе Кошки-Новотимбаево Тетюшского района РТ состоится районный чувашский этно-культурный праздник «Чӳклеме».
Гостей Тетюшского района ждет насыщенная программа, полная музыки, танцев и традиций:
11:00 — Театрализованная встреча почетных гостей
11:40 — Театрализованный пролог «Алран кайми аки сухи»
12:00 — Торжественное открытие праздника
12:30 — Выступление чувашского государственного академического ансамбля песни и танца
13:30 — Выступление творческих коллективов из Чувашской Республики и Республики Татарстан
С 10:00 до 15:00 вас ждут увлекательные площадки:
Экскурсия по Мемориальному музею И.Я.Яковлева
Этнографическая площадка «Чувашский двор» — «Чăваш киль-çурчĕ»
Традиционный фестиваль-конкурс чувашского национального напитка – пива «Кĕр сăри» («Осеннее пиво»)
Выставка национальной кухни «Кĕрхи кĕреке»
Выставка даров природы «Кĕр мăнтăрĕ»
Площадка народных игр
Справка
«Чÿклеме» один из самых торжественных праздников у чувашского народа. Его отмечают в дни осеннего солнцестояния, завершающий годовой цикл хозяйственной деятельности земледельцев.
Обряд освещения нового урожая у чувашей считают одним из самых больших праздников в году.
Глубокой осенью, после завершения молотьбы, чувашские крестьяне тщательно сортировали и распределяли зерно: самое лучшее — на семена, что похуже – на корм скоту, а оставшееся — на муку. Партию зерна, предназначенную на муку, сушили в печах и везли на мельницу.
Старшая в доме женщина затевала солод: проращивала зерна, солодила(приводили в легкое сахарное брожение в сыром тепле), ворошила его. Затем солод свозили для просушки в общественную солодовню.
В назначенный день «чÿклеме», готовили разные кушанья из первого урожая. Поэтому этот обрядовый праздник по-другому называют «Моление новым хлебом».
В дом торжественно вносили пучок колосьев ячменя и ставили на почетное место.
Затем было принято варить кашу из новой крупы. Кашу подавали на стол, в середине миски делали «глазок» для масла, а вокруг раскладывали ложки. Молельщик (специально выбранный человек для этой цели) объяснял божествам, что приносит кашу, приготовленную из свежей крупы, благодарил за хороший урожай.
Как правило, вовремя «чÿклеме», за столом сидели старшие по возрасту, гости – родственники и односельчане.
В наше время этот праздник жив, обрастает новыми элементами, поэтому его можно встретить не только в ходе музейного рассказа, но и в чувашских селах и деревнях, где чтут народные традиции.
Информационный центр ДДНТ